Animositat (animositat) wrote in ru_moscow,
Animositat
animositat
ru_moscow

Тратьте, мэры, пока никто не смотрит!

В конце года, как это обычно бывает, когда нужно незаметно, без лишнего шума, протолкнуть важный, но в тоже время спорный закон или постановление, мы получили весть о том, что новый мэр Москвы попросил в долг (для москвичей получается) некоторую сумму денег из Федерального бюджета.

Прием сработал – весть прошла незаметно. Сами же москвичи стояли в жутких пробках с мыслями, как минимум, о пяти торговых центрах, которые каким-то образом нужно успеть посетить до застолья. В такой ситуации думать о новых законах и постановлениях – значит окончательно испортить себе праздничное настроение. Этим приемом, кстати, в начале прошлого века воспользовались в Америке, когда под общий праздничный ажиотаж принимали закон, передающий ФРС (частному банку) монополию на эмиссию долларов США, что он и по сей день продолжает успешно делать.

Итак, из публикации РБК следует:

"Мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление о привлечении кредита из федерального бюджета в сумме до 15 млрд. руб. для покрытия дефицита городского бюджета в 2010г. В мэрии также сообщили, что в текущем году предполагается привлечь заемные средства путем получения бюджетного кредита из федерального бюджета на срок до трех лет по ставке в размере одной четвертой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации…". И так далее о суммах, деталях и описании (ВНИМАНИЕ!) нецелевых трат прошлого Правительства Москвы. (Читать полностью: http://top.rbc.ru/economics/30/12/2010/523685.shtml)

По сравнению с общим дефицитом бюджета Москвы в 120 млрд. сумма в 15 млрд. кажется не столь грандиозной. Но речь-то здесь идет о другом: несмотря на указанные "Счетной палатой" нарушения прошлой администрации (Ю.Лужкова) в расходовании средств, новый Мэр подписал бюджет на 2011 год с ещё большим дефицитом, чем планировал Лужков в 2010 году, когда он был ещё мэром! Разница составляет 46 миллиардов рублей. (Лужков планировал дефицит на 2011 год в 100 млрд., Собянин "подписал дефицит" уже в 146 млрд. (http://www.mos.ru/common/upload/Zakon_o_budzhete_na_2011_god.pdf) Старый вариант Бюджета в 100 млрд. исчез, как и старая версия сайта Правительства Москвы.) То есть, самый верный способ помешать объективно разобраться в своей деятельности – это запутать всё, что только можно, а потом ещё и спрятать. То же самое происходит и с Законами Москвы, опубликованными на Официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru/about/budget/). Ещё один пример: расписанный по статьям, Бюджет Москвы от Лужкова на 2010 год, по которому Москва прожила год, а чиновники распорядились средствами, исчез, хотя на 04 Января 2011 года он ещё был. Вообще, на сайте есть все старые законы, а вот Таблица о Бюджете на 2010 год исчезла. Но ничего, у нас всё записано :)

Задолго до этих слов уже были получены данные (и это вообще общепризнанный факт, судя по опубликованным в Интернете бюджетам прошлых лет), что 80% доходов Бюджета, как минимум, сформированы за счет налогов частного бизнеса. То есть, это деньги москвичей, которых, как говорится, всё-таки волнует, на какие марки новых машин чиновники установят старые мигалки. В 2010 году никаких изменений не произошло. «Налоги на прибыль, доходы» фигурировали в 800 млрд. рублей (что составляет 80% доходной части бюджета). В 2011 году - те же 80% (Налоги: в 997 млрд.; Общие доходы: 1243 млрд.)
Интересно, а как там регионы России поживают по сравнению с Москвой? При помощи визуализатора данных для анализа региональных бюджетов получаем достаточно выразительный набор графиков, описывающих сальдо региональных бюджетов за последние годы (фактические данные за 2010 год МинФином пока не предоставлены). У Вас сейчас есть замечательная возможность ознакомиться с полученным «шедевром», который не видели и возможно никогда не увидят 99% всех россиян.




Непрерывные разноцветные линии на графике – это регионы России. Ось Y отражает размер бюджетного дефицита либо профицита (это значение равняется разнице между доходами и расходами бюджета за один год), ось Х показывает соответствующий данному значению год. Данные взяты из святая-святых – Министерства Финансов РФ (Исполнение консолидированных бюджетов субъектов РФ: http://info.minfin.ru/region_compare.php). При желании можно мысленно продолжить «линию Москвы» на 2010 и 2011 годы: линия немного поднимется вверх до отметки «-120 млрд. рублей» по оси Y, а потом спустится ещё ниже, до -146 млрд.

Итак, получается, что примерно восемьдесят процентов всех бюджетных средств – это «свежие» народные деньги, которые в течение года по мудрому росчерку чьего-то пера перераспределяются на нужды города. Оказывается, все эти годы работа Правительства Москвы заключалась не в приумножении активов города, чтобы они работали на москвичей и приносили доход, а в собирании налогов и их распределении. Раз уж лужковский Бюджет 2010 года исчез, то следующий факт придётся предложить на веру. Хотя он был проверен и перепроверен, а подозрения меня во лжи придётся проверять по реальному документу, чему буду только рад, ведь главное его опять найти! :)

Итак, оказывается, что вся эта чиновническая деятельность, для которой в расходной части бюджета отведена статья «Выполнение функций государственными органами», только в 2010 году обошлась москвичам в 23 миллиарда рублей! Да, размах грандиозный! Судя по графикам, за период с 2006 по 2009 год ещё ни один регион не повторил такого «стремительного падения». В то время как остальные субъекты Федерации тихо и мирно флуктуировали в районе нулевого сальдо, Московское Правительство решило ни в чём себя не ограничивать. Как это можно организовать? Очень легко – через специальные расходные статьи бюджета с очень красивым названием! Теперь вернёмся к критикам.

В 2009 году на ресурсе «Анонимной правды» (http://sta-sta.ru/) в майской публикации, посвящённой «тайным статьям бюджета Москвы», автор перечисляет множество «странных» статей, под которые были отведены сотни миллионов рублей. Оглядываясь на историю, смотрим в «настоящее». В результате перепроверки обвинений, выдвинутых в вышеупомянутой заметке касательно данных за 2009 год, за этими «тайными» статьями, как ни странно, в 2010 году уже не числилось ни одной копейки.

Для примера можно привести следующие статьи: «На обеспечение для молодежи равных стартовых возможностей», «Защита молодежи от деструктивных влияний и негативных проявлений», «Комплексная целевая среднесрочная программа «Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2007-2009 гг.» и др. Наверно не только автор той публикации увидел эту чиновническую борьбу с «деструктивным влиянием», но и кто-то из вышестоящего руководства. В любом случае деньги на молодежь уже потрачены. И судя по всему, с пользой, поскольку в 2010 году с деструктивным влиянием на молодёжь уже не борются, а озвучивают (при Бюджете с дефицитом в 120 млрд. рублей) другие «красивые» статьи. Вот для примера две из них: 1. «Прочие расходы» в составе ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ составили 43 млрд. (против 14 млрд. в 2009); 2. Новая статья расходов: «Публичные нормативные обязательства» в рамках расходов на СОЦИАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ составили 86 млрд. руб. (в 2009 году такая статья не была предусмотрена). Если бы можно было посидеть с таблицами подольше, то можно было бы найти ещё массу таких «красивых» экземпляров, ведь в составе расходов, примерно, было 1450 различных статей.

И всё-таки, глядя на график «Профицит/Дефицит бюджетов субъектов РФ», хочется получить хоть какое-то логическое объяснение «московской кривой», невольно ассоциирующейся с падением в бездну. Такие кривые российскому народу лучше не показывать, ведь у него и так тонкая психика, а от пессимизма и отчаяния только руки опустятся. Кстати, раз уж заговорили о народе, давайте заглянем на сайт Росстата (http://www.gks.ru/). Там возьмем данные о численности населения по субъектам РФ в 2009 году и начнем самое интересное и важное – будем строить и созидать. Давайте для начала проанализируем размер расходов и доходов, а также сальдо региональных бюджетов в расчёте на душу населения.



Радиус каждого круга – это сравнительная величина, характеризующая численность населения в конкретном регионе. Чем дальше круг по оси Х от нуля, тем траты на душу населения у региона больше.
Если не считать труднодоступные регионы России, то Правительство Москвы потратило в 2009 году на душу населения больше всего денег, нежели другие субъекты Федерации (два следующих за Москвой больших круга – это Московская и Ленинградская области), а ведь в Москве проживает 10 миллионов человек! Если говорить простым языком: «Много на жителя приходится, и жителей таких очень много». А круги «Чукотки и Со.» пусть вас не смущают, т.к. следующие диаграммы ясно показывают, что Правительство Москвы, приняв такой бюджет, не только имеет самые большие расходы на душу населения, но и самый большой долг, обусловленный отрицательным сальдо бюджета, которое нужно ещё каким-то образом покрыть за счет сторонних займов.


(Рисунок отражает ситуацию в 2006 году)


(Рисунок отражает ситуацию в 2009 году. Как видим, "Чукотки и Со." в компании с Москвой тут нет)

Радиус здесь обозначает сальдо на душу населения, но так как он не может быть отрицательным, то максимальное отрицательное сальдо соответствует минимальному радиусу круга (на графике видно, что минимальный радиус у Москвы). Для перестраховки взглянем на ситуацию с ещё одной стороны, чтобы убедиться, что дальневосточные и заполярные области не только много тратят на душу населения, но они ещё и зарабатывают на эту душу неплохо:



Кстати, исследуя графики, характеризующие сальдо на душу населения, мы можем увидеть, что такой «уход» Москвы в дефицит "приглянулся" своей идеей и руководству Ленинградской области. Но это уже отдельная тема для дискуссий.
Итак, возвращаясь к нашим москвичам, почувствовали ли они в социальном плане, что им что-то перепало из общих расходов их Правительства? Уменьшились ли очереди на детский сад, чтобы ребёнок хотя бы два года смог походить туда перед школой? Улучшилось ли медицинское обслуживание в поликлиниках и больницах? К сожалению, на все эти вопросы мы получаем пока лишь отрицательный ответ. Москвичи вынуждены доплачивать везде и по каждому поводу, закрепляя рублями каждый свой шаг. В общем, никаких ощутимых перемен они не и почувствовали, в отличие от Мэрии, которая определенно что-то почувствовала, а точнее что-то почуяла.
Судя по цифрам, ЭТО произошло сразу после Президентских выборов 2008 года. Уже тогда было понятно, что за полсрока до очередных Президентских выборов 2012 года произойдет смена руководства Москвы для того, чтобы за оставшийся срок новый Мэр смог войти в курс дел, сверкнуть громкими свершениями и обеспечить общее доверие москвичей и к Мэру и к кандидату в Президенты и к Партии Власти. Поэтому красивый график в начале этой статьи имеет вполне банальное объяснение: «Бери (ответственности) сколько сможешь! Другого раза уже не будет».

P.S. Обсудил эту статью с людьми, называющими себя экономистами. Они сказали, что: "Да, ничего так..", и тут же добавили таинственное: "В природе есть какие-то специальные экономисты по бюджету Москвы", которые всё там понимают. Вот бы было бы интересно услышать их мнение, правильно ли (вот так как выше) трактуются таблицы с числами от Правительства Москвы "обычными" экономистами?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments